Кризис из-за пандемии нанес серьезные удары по разным сферам бизнеса — пострадали туризм, авиаперевозки, мелкая торговля. А еще в первые месяцы серьезно снизились продажи спортивных товаров. Неудивительно, ведь зачем нужны классные кроссовки, если в них можно выйти из дома только для того, чтобы выбросить мусор? Сегодня же, по мере снятия жестких ограничений, ситуация со спортом стремительно меняется в лучшую сторону, а вместе с ней улучшаются и финансовые показатели производителей спортивной одежды. Мы попросили экспертов международной компании Alpari оценить самочувствие самых известных в России спортивных брендов и попытаться предсказать, что ждет их в будущем.
С того великого момента, когда Nike сказали свое Just do it и стали ориентироваться не на профессиональных спортсменов, а на тех, кто просто любит пробежаться перед началом рабочего дня, этот рынок развился невероятно. По данным CompaniesMarketCap, общая капитализация 14 крупнейших мировых брендов — производителей товаров для спорта — сегодня составляет более 530 миллиардов долларов. Лидеры, кстати, остаются неизменными: Nike с капитализацией в 265 миллиардов долларов и Adidas — 69,87 миллиарда долларов. По этим компаниям, кстати, очень удобно оценивать то, что происходило и происходит с рынком в целом. Так, акции Adidas 13 марта 2020 года упали до отметки в 171,94 евро за акцию, а Nike — до 75,58 доллара. На момент написания этой статьи акции стоят уже 303,55 евро и 171,94 доллара соответственно. Примерно такой же, до 120 процентов, рост демонстрируют и другие бренды: PUMA, Under Armour и прочие.
Особое внимание стоит уделить тому, в каких областях эти бренды стараются расти. Так, у компании Nike, рост чистой прибыли которой за год превысил 126 процентов, основным продуктом по-прежнему являются обычные кроссовки, продажа которых приносит гиганту до от 60 до 75 процентов выручки в зависимости от региона. Очевидно, что продажа обуви и одежды для обычных людей остается основным источником дохода.
В то же время компании, сделавшие ставку на профессиональную одежду, например, та же Under Armour, не могут добиться больших успехов. И хотя акции этого бренда выросли с 10 долларов до 24,12 доллара за акцию, это все равно очень далеко от максимальных значений 2015 года, когда они торговались по 52,86 доллара.
Важнейшим рынком сбыта сегодня являются не страны Запада, а, напротив, развивающиеся страны: Восточная Европа, Ближний Восток, Россия, Латинская Америка. Например, рост продаж PUMA на этих рынках в 2021 году составил от 152 процента до более чем 200 процентов при среднем росте в 96 процентов.
Третьим источником будущей прибыли стали онлайн-продажи, которые, например, у Adidas выросли на 64 процента по сравнению с 2019 годом.
В общем, если победа над пандемией еще далека, то победу над ленью можно считать свершившимся фактом. Все больше людей занимаются спортом, покупают спортивную одежду и обувь, причем не только в развитых, но и в развивающихся странах. А вот как долго продержатся розничные магазины во времена роста онлайн-продаж, пока неизвестно. Впрочем, для рынка спорттоваров важно то, чтобы мы продолжали бегать. И не так уж важно, бежим мы в магазин или в парк.