Адюльтеры — штука вроде и непредсказуемая, а с другой стороны являются следствием множества влияющих на взаимоотношения и очевидных факторов.
Джастин Лемиллер, канадский сексолог, исследователь и писатель решил изучить один из них — взаимосвязь супружеских измен и продолжительности отношений. То есть, грубо говоря, стал искать ответ на вопрос, на каком этапе люди надоедают друг другу настолько, что машинально ныряют в постель к другим.
В своем блоге Sex & Psychology Лемиллер рассказал о недавнем исследовании, опубликованном в академическом издании Journal of Sex Research. Для него опрашивали 313 израильтян (средний возраст 32–33 года), все были гетеросексуальны и женаты как минимум один год. Участников спрашивали о вероятности супружеской измены с их стороны, а затем пытались установить взаимосвязь с продолжительностью брака.
Респонденты были разделены на три группы: недолгий брак (меньше 5 лет), брак средней продолжительности (от 6 до 10 лет) и давно женатые (11 и более лет). Самая большая вероятность измены была в третьей группе, а самая низкая — в первой, у тех, кто женат недавно. Иными словами, чем дольше супруги находились вместе, тем охотнее они высказывали мысли об измене.
Однако данные мужчин отличались от женских. В частности, мужчины показывали линейный эффект, то есть шансы адюльтера увеличивались пропорционально сроку брака. У женщин, в свою очередь, этот эффект был криволинеен — они чаще говорили о высоком риске измены, если принадлежали к группе, находящейся в браке средней продолжительности, от 6 до 10 лет. А вот те, что были замужем меньше 5 лет или больше 11 — значительно реже высказывали желание изменить мужу.
Разумеется, это исследование было основано на озвученной вероятности измены, а не настоящем походе налево. Но Лемиллер обратился еще к нескольким научным работам и обнаружил интересные факты. Опубликованное в Journal of Marriage and Family исследование, проведенное в конце 90-х, показывало, что для женщин наибольшая вероятность измены приходится на 7-й год замужества. А после этого она резко снижается. А для женщин, находящихся в браке 20–30 лет, вероятность измены вообще минимальна.
С мужчинами все наоборот: с высокой вероятностью они также изменяют на 7-м году брака, затем эта вероятность снижается примерно до 18-го года женатой жизни, а затем резко возрастает. То есть, мужчины, женатые 30 и более лет чаще всего изменяют своим женам — даже чаще, чем тогда, на 7-м году супружества. Таким образом, эффект измены для мужчин не так уж линеен: за пиком следует спад, а затем резкий рост.
Анализируя данные, доктор Лемиллер отмечает, что измена действительно становится более вероятной в продолжительных отношениях с течением времени, но при этом стоит учитывать эффекты, характерные для определенных возрастов или поколений. Например, Лемиллер предполагает, что женщины старшего возраста куда реже признаются в супружеской измене, чем молодые женщины, попросту говоря, утаивают ценную информацию от исследователей. Кроме того, он считает, что со временем все существующие данные могут измениться, учитывая тренды на отказ от моногамии и уменьшение значения института брака.