К середине зимы даже купленные в начале сезона шипованные покрышки теряют значительное количество шипов. За пару лет такая резина еще не успеет «полысеть», но от шипованной останется одно название.
При стирании резины шип начинает торчать над протектором все больше, и тем сильнее становится усилие рычага, которое стремится его вырвать из посадочного места. Особенно активно шипы вылетают из посадочных мест при резком старте с пробуксовкой и при сильном торможении. Сама по себе зимняя резина является достаточно мягкой даже при низких температурах, и при экстремальных нагрузках может легко терять шипы, которые постепенно расшатываются.
Вы можете продолжать ездить на такой резине с утратами, но если оставшиеся на покрышке шипы распределены неравномерно, то вы можете начать испытывать дискомфорт при вождении:
- При начале движения на льду «лысая» часть покрышки будет резко проворачиваться, буксовать, и оставшиеся на ней шипы будут на большой скорости вгрызаться в лед. Это будет не очень эффективно для старта, если вы не являетесь фанатом спидвея.
- При торможении на льду все чаще будет срабатывать система ABS, которая будет проворачивать колесо до тех пор, пока достаточноет количество шипов не окажется на льду, и машина не будет тормозить эффективнее. Но тормозной путь в таком случае станет длиннее, что опасно.
Не спешите выбрасывать такие шины с частично или полностью утраченными шипами. Можно восстановить свойства покрышек своими руками, для этого достаточно купить ремонтные наборы шипов, которые продаются в автомагазинах.
В настоящее время у разных производителей шипованных шин существуют свои стандарты по оснащению покрышек металлическими зубцами. В интернете вы можете узнать исходное количество шипов в вашей шине по марке:
- Скандинавские фирмы придерживаются регионального правила «50 шипов на погонный метр окружности». Это довольно мало, по сравнению с тем, что было раньше, и сколько шипов есть у производителей из других регионов.
- Существуют также шины со средним количеством шипов — примерно 130 шт. на одну шину.
- Бывают шины с увеличенным количество шипов — до 190 шт. на шину (зависит от диаметра колеса).
Ремонтные наборы шипов продаются, как правило, комплектами по 100 штук. Есть еще большие наборы по 500 штук. Высота шипов колеблется от 7 до 12 миллиметров. Чтобы надежно определить размер ремонтного шипа, следует при помощи штангенциркуля замерить остаточную глубину посадочного гнезда. Также рекомендуем самостоятельно извлечь один из оставшихся заводских шипов, чтобы измерить диаметр его фланца.
По маркировке на комплектах ремонтных шипов легко можно понять их характеристики: 12-8-2ТР — цифра 2 означает диаметр основного фланца, цифра — высоту шипа, цифра 2 — это количество фланцев, Т — это обозначение производителя, Р — ремонтный.
Ремонтные шипы бывают в корпусе из алюминия и стали. В стальном корпусе шип держится лучше, но сталь ржавеет очень быстро. В алюминиевом корпусе шип держится хуже ввиду мягкости этого металла, но коррозии там не будет никогда. Когда шип подобран и установлен правильно, то над поверхностью резины протектора будет выступать только твердосплавная вставка из карбида вольфрама — всего на 0,5 миллиметра.
Как выполнить ремонтную ошиповку своими руками:
- снимите колесо и металлическим стержнем очистите посадочные гнезда шипов от грязи;
- мыльным раствором и кисточкой смажьте посадочное гнездо, где отсутствует шип;
- приложите шип к гнезду и плоской отверткой вдавите фланец в гнездо;
- несколько раз ударьте молотком по шипу для того, чтобы удостовериться в правильном позиционировании и крепком удержании шипа в резине;
Готово!
Если у вас колеса утратили почти все шипы, имеет смысл купить приспособление для установки шипов типа «дошипун». Это устройство вставляется в дрель или шуруповерт, и с его помощью можно быстро и без усилий устанавливать ремонтные шипы вместо потерянных.
Помните, что после ремонтной ошиповки следует в течение примерно 500 километров пробега избегать резких торможений, ускорений и высоких скоростей на поворотах.