Казалось бы забытый всеми швейцарский электромобильный стартап nanoFlowcell вновь напомнил о себе: представлен обновлённый вариант компактного электромобиля Quantino, объявлено об открытии филиала в США с целью локализации производства электромобилей и «топлива» для них.
За стартапом nanoFlowcell (пишется именно так, с маленькой буквы) стоит инженер-изобретатель Нунцио ла Веккия. Его профессиональная деятельность началась в 1996 году после получения образования в области квантовой физики, ла Веккия занимался несколькими инновационными проектами, но в итоге делом его жизни стали электромобили с так называемыми проточно-электролитным питанием — слово батарея стартап старательно избегает.
Принцип действия довольно прост: в двух баках хранится жидкий электролит — в одном с положительно заряженными ионами, в другом с отрицательно заряженными ионами, насосы прогоняют жидкости через специальный модуль с ионообменной мембраной (либо пакетом таких мембран), эта мембрана вырабатывает электрический ток. Главное преимущество электромобилей с проточно-электролитным питанием состоит в том, что им не требуется время на зарядку, отработавший электролит сливается и заменяется новым на специальных заправках всего за несколько минут. Электролит от nanoFlowcell носит собственную торговую марку bi-ION, у него довольно высокая плотность энергии — 600 Вт∙ч/кг, она обеспечивает большой запас хода на одной заправке. NanoFlowcell не раскрывает состав bi-ION, но утверждает, что он безвреден для окружающей среды — отработку можно спокойно сливать в канализацию.
nanoFlowcell Quant образца 2014 года nanoFlowcell Quant образца 2014 года nanoFlowcell Quant образца 2014 года
В 2014 году nanoFlowcell представила на Женевском автосалоне мощный четырёхместный электрокар Quant (по дизайну он, кстати, схож с современным DeLorean Alpha5), в 2015 году там же дебютировал компактный купеобразный хэтчбек Quantino. Обе модели имеют низковольтную, 48-вольтовую архитектуру — относительно безопасную для здоровья человека в случае какого-нибудь ЧП. В 2016 году компания сообщала, что близка к началу серийного производства своих машин, но оно так и не началось. В 2017 году была представлена последняя итерация концепта Quant, и тогда о серийном производстве уже никто не говорил. Затем компания исчезла из поля зрения СМИ, хотя на её сайте мы обнаружили несколько вышедших после 2017 года пресс-релизов об успешных ходовых испытаниях Quantino.
nanoFlowcell Quantino образца 2015 года nanoFlowcell Quantino образца 2015 года nanoFlowcell Quantino образца 2015 года
Год назад nanoFlowcell сменила прописку, теперь компания базируется в Лондоне — столице Великобритании, тогда же был анонсирован дивный город Quant City, разработанный знаменитым архитектором Захой Хадид. В этом городе будут производиться электролит bi-ION и элитные электромобили Quant, здесь же будут находиться научно-исследовательский и учебный центры nanoFlowcell. Вот только местонахождение города не названо — пока это всего лишь виртуальный проект…
Quant City
Возможно, Quant City возведут в США: 15 декабря этого года после 14-месячного молчания пресс-служба nanoFlowcell сообщила об открытии американского филиала компании nanoFlowcell USA в Нью-Йорке. В Америке лучше инвестиционный климат, здесь nanoFlowcell будет искать новых партнёров для организации производства своей продукции.
nanoFlowcell Quantino Twentyfive nanoFlowcell Quantino Twentyfive nanoFlowcell Quantino Twentyfive nanoFlowcell Quantino Twentyfive nanoFlowcell Quantino Twentyfive
Вслед за анонсом американского филиала nanoFlowcell представила свежую версию электромобиля Quantino с приставкой Twentyfive, то бишь 25, цифра указывает на 25-летний юбилей творческой деятельности Нунцио ла Веккия. Теперь Quantino — это не купе а родстер с посадочной формулой 2+2. Точнее родстером Quantino Twentyfive называет сама компания nanoFlowcell, а по факту это кузов типа тарга с мощной дугой над салоном и съёмными секциями крыши.
nanoFlowcell Quantino Twentyfive nanoFlowcell Quantino Twentyfive
Технические характеристики Quantino Twentyfive впечатляют: силовая установка состоит из четырёх электромоторов (по одному на колесо) мощностью 59 кВт (80 л.с.) каждый. До 100 км/ч Quantino Twentyfive разгоняется за 3 с, максимальная скорость ограничена на отметке 250 км/ч. Электролит bi-ION хранится в двух баках по 125 л каждый, запас хода на одной заправке может достигать 2000 км.
nanoFlowcell Quantino Twentyfive nanoFlowcell Quantino Twentyfive nanoFlowcell Quantino Twentyfive nanoFlowcell Quantino Twentyfive nanoFlowcell Quantino Twentyfive
Увы, ни сроков начала производства, ни приблизительной цены Quantino Twentyfive компания не называет. Это вполне объяснимо: для электромобилей с проточно-электролитным питанием требуется собственная инфраструктура заправок и слива электролита, которой пока не существует. Видимо, nanoFlowcell надеется создать такую инфраструктуру в США, где много места, денег и вообще более авантюрные предприниматели, чем в Европе. За счёт чего все эти годы существует сама nanoFlowcell, можно только гадать — возможно, у Нунцио ла Веккия очень богатые родители или спонсоры, потому что одни только услуги всемирно признанной Захи Хадид стоят целое состояние.