Photo by @flsportsguy
73-хлетний Билл Смит говорит, что на протяжении всей своей жизни был довольно энергичным человеком, испытывающем потребность в деятельности и движении.
И, действительно, большую часть этих лет все обстояло именно так. Ныне вышедший на пенсию педагог всегда вел активный образ жизни, начиная от членства в студенческой футбольной команде и заканчивая 120+ километровыми велогонками десятилетия спустя (каковые он полагал «сущим пустяком»).
Еще одним увлечением Смита были пешие походы.
«Мне нравилась дикая природа и ее фотографические съемки, и я связался с одним парнем из Харпенс-Ферри, что в Западной Вирджинии, штате Колорадо, который был одним из ведущих специалистов по гремучим змеям у нас в США, – рассказывает Смит. – И какое-то время я путешествовал вместе с ним в поисках этих змей, причем наши горные маршруты пролегали отнюдь не по нахоженным туристическим тропам, а сквозь заросли кустарника.»
Однако, со временем он был вынужден замедлить темп. «Одно порождает другое – и вот вы уже двигаетесь гораздо меньше,» – говорит он.
В то же самое время, его начали беспокоить хронические боли в коленях, связанные со старыми футбольными травмами и с трудом поддававшиеся терапии. В конечном итоге, 57-милетний мужчина был вынужден решиться на операцию по замене обеих коленных чашечек в 2008-м году.
«Это причиняло мне значительный дискомфорт после, и эти неудобства продолжались еще годы спустя,» – вспоминает Смит.
Несмотря на занятия лечебной физкультурой, боли не уходили, а диапазон движений, которые мог выполнять Смит, оставался в значительной степени ограничен по сравнению с его былым потенциалом. У него болели не только колени, но и бедра, и спина. «Ничего не работало,» – вспоминает он.
Переломный момент
В 2016-м году, Билл Смит просмотрел телеинтервью с участием никого иного, как основоположника кроссфита Грега Глассмана.
«Я помню, как он сказал, мол, вы можете продолжить лежать на диване и спокойно там умереть, либо же вы должны начать двигаться, – вспоминает Смит. – И тогда я осознал, что он прав, как никогда.»
К тому моменту, он испытывал хронические боли уже в продолжение всех восьми лет, прошедших после операции. Он не мог приседать, с трудом мог подняться на ноги, да и необходимость оставаться в положении стоя более или менее продолжительное время причиняла ему заметный дискомфорт.
Воодушевленный выступлением Глассмана, Смит приобрел абонемент в один из местных кроссфит-аффилиатов, и спустя год занятий пришел к выводу, что «многое изменилось к лучшему».
- «Я просто стал двигаться легче и качественнее, – говорит он. – Я просто стал чувствовать себя лучше.»
Сегодня, 73-хлетний Смит по-прежнему может выполнять броски мяча по мишени, подтягивания с прыжком и заходы ногами на стену. Он поднимает штангу и прыгает берпи. Он посещает утреннюю тренировку в своем Кроссфит-зале пять или шесть раз в неделю и даже возобновил былое увлечение пешими походами и натуралистической фотографий – однако, наиболее ценным для самого Смита стала возможность жить и двигаться без боли.
«Я правда не думаю, что в том, что я делаю, есть что-то экстраординарное, – говорит он. – занятия кроссфитом изменили и, в каком-то смысле, спасли мою жизнь. Сегодня мне 73 года, и я по-прежнему полон сил и энергии.»
Мнение специалиста
В 2014-м году, признанный американский профессор-онколог Иезекииль Эммануил опубликовал научную работу с довольно провокативным названием «Почему я хочу умереть к 75 годам?», в котором указывал на неизбежность дегенеративных возрастных изменений в пожилом возрасте. В этой статье говорится о том, что несмотря на то, что с появлением вакцин, антибиотиков и прочих усовершенствований в сфере здравоохранения, люди действительно стали жить дольше – однако, тут же автор задается вопросом, а не приносится ли качество в жертву количеству? Иными словами, не является ли долголетие нескладной попыткой обмануть Природу, искусственным образом растягивая период болезни, предшествующий летальному исходу?
В подкрепление своей гипотезы, Эммануил ссылается на статистические данные, свидетельствующие о том, что изрядная доля пожилых людей в возрасте 75+ лет имеет те или иные хронические недуги, нередко приводящие к потере самостоятельности в быту и значительно снижающие качество жизни. Но…
Главным противоречием стало то, что согласно все той же статистике, та же тенденция к заболеваемости диабетом, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями наблюдается и у лиц гораздо более молодого возраста, беря отсчет от двадцати лет.
Впоследствии, это навело Эммануила на мысль о том, что виной всему является не сколько пожилой возраст как таковой, сколько образ жизни среднестатистического городского жителя. Из той же статистики известно, что 27% взрослого населения земного шара не выполняют рекомендованного базового минимума физической активности, в то время как потребление сахара стало доходить до 17 чайных ложек в день.
- Иными словами, малоподвижный образ жизни и избыточное потребление продуктов глубокой промышленной переработки не идет на пользу никому вне зависимости от возраста – другое дело, что эти недуги обладают накопительным свойством.
Стоит отметить, что ныне 65-тилетний Эммануил вовсе не считает, что его дни подходят к концу и настаивает на предположении, что именно образ жизни, физическая активность и питание во многом определяют то, насколько здоров будет человек в его преклонные годы.
Исключения повсюду
Можно было бы предположить, что пример Смита является исключением из общего правила, во многом обусловленным генетикой и благоприятным стечением обстоятельств – и тем не менее, ежегодно мы имеем возможность наблюдать, как десятки атлетов категории Masters (включая группы 65+ лет) принимают участие в CrossFit Games. Эти люди способны выполнять подъемы по канату, подтягиваться, поднимать штангу, и, скорее всего, обладают лучшей физической формой, нежели большинство ваших знакомых. Выходит, исключения случаются не так уж редко?
Источник новости