Новое
Чт. Ноя 21st, 2024

Что такое спейвинг и как он незаметно опустошает ваш кошелёк

armtek.ru

Если вы покупаете товары со скидкой, это ещё не значит, что вы экономите.

 

Совершать импульсивные покупки, задерживать оплату счетов, тратить деньги под влиянием эмоций — это очевидно вредные финансовые привычки. Но есть и другие, которые на первый взгляд кажутся безобидными. Например, спейвинг.

sportcourt.ru

Что значит «спейвинг»

Английское слово spaving происходит от словосочетания spending to save и буквально означает «тратить деньги ради экономии». Например, когда мы покупаем ненужные товары на распродаже — это спейвинг. Конечно, свитер со скидкой стоит всего 1 000 рублей. Но это не делает покупку выгодной, если он нам не нужен, а означает лишь то, что в кошельке становится на 1 000 рублей меньше.

Спейверам вообще тяжело пройти мимо распродажи. Им кажется, что они экономят деньги в долгосрочной перспективе, когда тратят их сейчас на вещи, которые бы не купили в противном случае.

Чем опасен спейвинг

Главная проблема в том, что он заставляет нас тратить больше в расчёте получить взамен некую выгоду в виде сбережений. Один из самых распространённых примеров ловушки спейвинга — бесплатная доставка, которую магазины предлагают покупателям при заказе на определённую сумму. В результате мы добавляем в корзину товары, которые нам не нужны. Да, мы не потратим деньги на доставку, но итоговая сумма покупки, скорее всего, превысит запланированный изначально лимит.

Ещё одна уловка продавцов, которая приводит к спейвингу, — ощущение срочности, подогреваемое такими, например, формулировками: «Только сегодня», «Цена дня» или «Ограниченное предложение». Это заставляет нас чувствовать, будто мы упускаем редкую возможность совершить выгодную покупку. Хотя на самом деле всё не так, ведь акции проводятся регулярно, и, если мы не купили товар на распродаже сейчас, это не значит, что мы не сможем купить тот же товар на распродаже позже.

Кроме того, многие получают настоящее наслаждение, когда находят вещь по хорошей цене, причём совершенно неважно, насколько она им нужна или как сильно они хотели именно её. Но это временное удовольствие. Потому что мы всё равно тратим деньги, которые могли бы пойти на что‑то более важное, например на инвестиции, пополнение сберегательного счёта или погашение долгов.

Даже небольшие суммы, потраченные в порыве спейвинга, со временем накапливаются и пробивают заметную дыру в бюджете. К тому же купленные по акции товары часто нельзя вернуть, а значит, когда эйфория от удачной покупки пройдёт, мы можем обнаружить себя в окружении вещей, которые нам не нравятся и не слишком нужны.

В особенно тяжёлых случаях спейвинг даже приводит к серьёзным финансовым проблемам, например долгам, сумма которых превышает сэкономленную при покупке товаров со скидкой.

Как не поддаваться спейвингу

Избегать распродаж

Отпишитесь от рассылок магазинов и выключите уведомления в приложениях маркетплейсов, чтобы перестать получать сообщения о новых акциях и скидках и оградить себя от соблазна «выгодно» потратить деньги.

Придерживаться списка покупок

Всегда составляйте его до того, как отправиться в магазин. Когда какой‑то товар на распродаже привлекает ваше внимание, прежде чем его купить, проверьте, есть ли он в вашем списке.

Этот совет можно применять и в том случае, если вы предпочитаете покупать вещи со скидкой и нечасто устраиваете большой шопинг. Составьте список всего, что когда‑нибудь собираетесь купить, и сверяйтесь с ним, когда окажетесь в магазине во время распродажи.

Установить период ожидания

Не покупайте вещи сразу, а давайте себе время подумать. Когда эмоции по поводу потенциально удачной покупки немного улягутся, вы спокойно разберётесь, насколько она вам необходима. К тому же у вас появится возможность проверить, есть ли уже что‑то похожее дома. Если есть, пусть даже 500 рублей тратить всё равно не нужно.

Вы можете выдерживать 24‑часовой период ожидания, чтобы провести ревизию шкафов и вдобавок, например, сравнить цены в разных магазинах. А можете пойти ещё дальше и брать 48‑часовую паузу перед покупкой, даже если товар продаётся со скидкой.

Чтобы принять окончательное решение, спросите себя о том, какие чувства у вас будет вызывать эта покупка через три, шесть или девять месяцев.

Обходить стороной определённые магазины

А именно такие, где регулярно устраивают заманчивые акции. Если вы знаете, что в каком‑то магазине всегда тратите больше, чем планировали, или часто совершаете там импульсивные покупки, старайтесь заходить в него реже. И отключайте телефон во время шопинга, потому что разговоры или переписка могут вас отвлечь и помешать принять грамотное финансовое решение.

Удалить сохранённые платёжные данные

Чем более неудобным будет спейвинг, тем лучше. Поэтому удалите данные карты в приложениях и на сайтах магазинов, чтобы каждый раз вводить их вручную. Пока вы будете доставать карту из кошелька и заново вбивать необходимую информацию, желание купить может ослабнуть и вы избежите необдуманных трат.

Составить отчёт о расходах

Оцените свои покупательские привычки и посчитайте, сколько вы потратили на лишние вещи за год. Возможно, открывшаяся картина мотивирует вас что‑то изменить и составить план по сокращению трат.

Кроме того, будет полезно подумать и о том, какие эмоции провоцируют спейвинг. Если вы покупаете что‑то, чтобы поднять себе настроение после ужасного дня или наградить себя за хорошую работу, чувства улетучатся, а ненужные вещи и дыра в бюджете останутся. Поэтому стоит поискать другой способ справляться с грустью или отмечать победы.

Держать цели перед глазами

При составлении личного бюджета важно учитывать свои цели, принципы и ценности. Поэтому, прежде чем пойти по магазинам, стоит спрашивать себя, насколько предстоящие покупки будут соответствовать вашему общему благополучию.

Чтобы этот вопрос не ускользал от вашего внимания, нужно сделать цели видимыми. Запишите их на стикерах и приклейте на ноутбук или даже на банковскую карточку. Тогда каждый раз, когда вас будет искушать спейвинг, вы будете видеть, куда лучше направить деньги, чтобы быстрее достичь желаемого.

Перестать сравнивать себя с другими

Когда мы это делаем, то упускаем из виду собственные ценности и тратим слишком много денег, чтобы «быть не хуже других». Если вы понимаете, что покупаете красивые и дорогие, но ненужные вам вещи из‑за социального давления, найдите возможность изменить своё личное и профессиональное окружение.

Например, проводите больше времени с друзьями, которые вас поддерживают, или обсуждайте идеи развития карьеры с коллегами, которым доверяете. Это напомнит о том, что у вас есть свои уникальные потребности и желания.

Источник

Related Post

Добавить комментарий