[ad_1]
«В какой-то момент я подумал: странно, что я ничего не делаю в Москве. И я решил, что если выставка в Art4.ru пройдет нормально, можно говорить о работе в Москве», — отвечает Гельман на вопрос Forbes Life, означает ли его дарение Третьяковке, что он возвращается в город на белом коне. С собой Гельман везет мешок подарков — 72 работы в дар Третьяковке, включая инсталляцию «Игра в теннис» Ильи и Эмилии Кабаковых, для которой галерея срочно отремонтировала отдельный зал.
В Россию Гельман приехал сразу с тремя выставками. «Дар Марата» в Третьяковке в Москве, выставка современного украинского искусства из его собрания в Питере и «Живопись минус» на «Фабрике» в Москве — новый проект, созданный специально для «Фабрики», который откроется 5 марта.
«Я возвращаюсь в Москву, но остаюсь жить в Черногории, — говорит Гельман. — Из Черногории невозможно переехать. Этой рай у моря, идеальное место для детей».
Из Черногории в Москву, в Третьяковку, вместе с Гельманом приехали только пять работ — все остальное хранилось в Москве. «Что-что в запасниках оказалось повреждено, потребовалась привести работы в порядок, какие-то слегка отреставрировать», — рассказывает Марат Гельман.
История с даром Третьяковке готовилась весь последний год. А началась осенью 2018-го, когда Третьяковская галерея попросила Гельмана предоставить на выставку работу группы «Синие носы» «Кухонный супрематизм», один из хитов «Русского бедного», который он планировал передать в собрание музея PERMM. «Я собирал коллекцию для Перми, ждал когда там разрешится ситуация. Но музей выселен в неприспособленное помещение, выставочной деятельности практически нет. Я просил: «Ну пообещайте мне что-то, ну обманите меня!». Но даже этого они делать не стали, — рассказывает Марат Гельман. — А Третьяковская галерея по окончании выставки намекнула мне, что мечтает получить в свое собрание инсталляцию «Синих носов». Так, с одной работы началась наша работа по передаче в дар коллекции. Сначала я показал отделу новейших течений все, что у меня есть, на картинках. И они выбирали».
Третьяковская галерея высоко оценила дар Марата. «Коллекция, которую Гельман приносит в дар Третьяковской галерее, включает произведения, отражающие основные тенденции развития искусства на постсоветском пространстве.
В 1990–2000-е Гельман активно занимался поиском новых художников, расширяя геополитические границы взаимодействия современного российского искусства. Благодаря дару в собрание Третьяковской галереи войдут произведения украинских авторов, ставших в 1990-е активными участниками московской художественной сцены: Бориса Михайлова, Александра Ройтбурда, Арсена Савадова, Александра Гнилицкого, Василия Цаголова и Сергея Ануфриева, члена легендарной группы «Медицинская герменевтика». Открытием галереи Гельмана в конце 1990-х годов стало новое искусство Казахстана, представленное такими выдающимися художниками, как Саид Атабеков, Молдакул Нарымбетов, Ербосын Мельдибеков и Канат Ибрагимов», — сообщается в официальном пресс-релизе Третьяковской галереи.
Марат Гельман говорит, что это не первый его опыт дарения работ большим государственным музеям, до этого он передал 50 работ в собрание Русского музея и шесть работ в парижский Центр Помпиду, поддержав инициативу Фонда Потанина по созданию в парижском музее коллекции советского послевоенного неофициального искусства и современного российского, с 1950 до 2000 год.
[ad_2]