История одного продакт менеджера, который менял работу. Все наблюдения и рекомендации данного материала основаны на банальном субъективном мнении (то есть опыте) и не являются обязательными к исполнению.
Подготовил продакт менеджер и автор Telegram-канала для продактов.
Начало
Прошло уже полтора года, как я занимаюсь развитием продукта в одной компании. Меня взяли практически на старте и за это время мы с командой проделали неплохую работу. Пересобрали интерфейсы, притащили аудиторию, усилили бэк, и многое другое. Казалось бы, что еще надо? Развивай себе, тащи дальше, но…
Внутри начинает что-то чесаться. Там, где-то в груди. Хочется чего-то еще. Денег? Вроде да, но не только же в них дело. Еще чего? Развития? Да. Драйва, каких-то вызовов что ли, как бы это пафосно не звучало. Так и начался поиск новой работы.
Критерии
По всем правилам эффективного менеджмента мне нужно было сперва определиться с критериями поиска. Короче, ответить себе четко на вопрос «Чего я конкретно хочу?».
Для меня это была непростая задача, потому что «внутренний чес» нужно было перевести в реальную метрику. Я же продакт, я так в своих продуктах делаю. Что я, для своей новой работы так не смогу?
Мозговые усилия, внутренние противоречия, несколько итераций и вот, критерии для новой работы определены:
1. Денег не ниже ХХХ руб./мес.
2. Задачи приблизительно вот такого масштаба (примеры: запуск нового продукта, управление продуктовой командой, еще что-то от чего вас прет)
3. Отрасль (банки, образование, сми, игры…)
4. Компания входит в ТОП-5-10-17 отрасли
Теперь, я мог переходить к следующему шагу – сбору каналов, в которых буду искать работу.
Каналы
За полтора года немного выпадаешь из потока. Нужно работу идти искать, а где? Вроде был hh, ну окей, резюмешка уйдет туда, а еще что? Где сейчас продакты работу ищут?
В результате изысканий, мой список был следующим:
- Знакомые
- HH
- GeekJob.ru
- Telegram каналы (@antirabstvo, @forproducts, @forchiefs)
- Агентства, которые спарсили меня с HH
Разместил резюме, где нужно. Подписался на каналы и людей в ФБ, которые работали в интересных для меня компаниях, а дальше начал обрабатывать поток запросов. Отвечал на звонки, письма, где-то писал/звонил сам. Текущего списка каналов было более чем достаточно.
Дальше началось самое «мясо» — переговоры и контакты.
Переговоры и контакты
Надеюсь, вы прочитали абзац про критерии, потому что именно на этом этапе они спасут ваше время.
Когда вам начинают поступать звонки или вы сами ищите подходящее место работы, критерии помогают фильтровать огромный поток информации.
Как это работает:
1. Пришел запрос/звонок: «Здравствуйте! Мы вас хотим пригласить…(поехал скрипт).
2. Задаете уточняющие вопросы по критериям: «Денег сколько, задачи, отрасль?».
3. Понимаете, будет ли продолжение: да/нет.
Обратите внимание, насколько просто и быстро обрабатывается запрос. Сразу понятно, подходит вам оффер или нет. Экономите время и себе и hr менеджеру. Win-win маза фака.
В моем случае все работало именно так. Контакты проходили максимально просто и уже с первых 2-3 минут (для телефонных звонков) было понятно, продолжать обсуждение или сказать о том, что не смогу принять данное предложение..
Еще интереснее становится потом, когда ты понимаешь, что продолжать стоит.
Детали в переговорах
Первый контакт состоялся, и вы договорились на вторую итерацию с потенциальным работодателем. Это может быть звонок, встреча, конфколл, неважно. Самое время обсудить детали.
После нескольких встреч, где-то в районе филейной части моего тела образовалось жжение. Я подумал, что нужно собрать чек-лист вопросов, которые должен задать продакт на собеседовании, чтобы не попасть в ловушку. Довольно легко упустить важные моменты, с которыми тебе потом придется работать. Лучше о них узнать на берегу, чем потом хвататься за голову.
И вот, во время следующих звонков и встреч, я уже записываю ключевые моменты, которые нужно обсуждать на переговорах. Так появился мой чек-лист.
Чек-лист для переговоров
Вы пришли на переговоры/собеседование/конфколл. Вас спрашивают о чем-то, уточняют опыт, говорят о направлении, которое нужно закрыть в компании и т.д. Наступает ваша очередь задавать вопросы. Вы достаете телефончик с заметочкой и начинаете:
1. Какую задачу мы должны решить? (что конкретно нужно сделать)
2. Какие метрики успешности/KPI? (определены ли они)
3. Что сейчас сделано, какой статус задачи? (уже начали что-то пилить или с нуля)
4. Архитектура продукта (обмен данными be, fe, api, внешние системы)
5. Ресурсы: команда, методологии и инструменты?
- скоуп команды (be, fe, qa, analytics, design…)
- методологии разработки (scrum, kanban)
- инструменты (jira, trello, еще что)
6. Кто заказчик внутри или структура подчинения? (стейкхолдеры, лпр)
7. Кто принимает конечное решение о составе задач в спринте?
8. Взаимодействия со смежными подразделениями? (маркетинг, продажи, контент…).
9. Бюджет и условия оффера?
10. Сколько дней на принятие решения? (когда ждать обратную связь от работодателя)
11. Был ли другой продакт на этой позиции до меня? Если да, то почему ушел? (найдете в фб потом этого продакта и спросите почему)
Этот список вопросов, круто помогал мне структурировать информацию о компании и принимать решение о дальнейших действиях. Эдакий детальный скоринг. Если на первом контакте, вы фильтруете через критерии, то здесь прогоняете детали через чек-лист.
Допустим, все вас устраивает, и вы идете на следующий шаг, скорее всего, это тестовое задание.
Тестовое задание
Не буду вдаваться в долгие рассуждения о том, стоит ли делать тестовое? Ситуация следующая – если вам нравится место, то делайте. Других вариантов нет.
У меня бомбило всегда, что, делая тестовое, ты даешь свои «драгоценные идеи» фактически просто так. Но с другой стороны, иного способа, как тебя проверить, у работодателя нет. Если только это не рекомендация, которая дает тебе «волшебный билет» на должность.
Бюрократия и оффер
Если вы прошли тестовое, то скорее всего дальше пойдут вопросы документов, проверки службой безопасности и прочее. Это занимает какое-то время, но, по факту нас интересует только оффер. То есть, конкретная бумага (обычно скан в почте) с подписью руководителя и всеми ранее оговоренными условиями.
После того, как вы получили оффер, остается оговорить даты выхода на новое место и выйти в положенный срок. А дальше, жизнь удалась what a beautiful life!
В моем случае приблизительно так и было. Получил несколько офферов. Еще раз посмотрел на критерии. Соотнес с инфой, которую вытащил на собеседовании, и принял решение. Вышел на новое место.
Напоследок
Хотел бы сказать, что процесс поиска работы, это отдельная работа. Без предварительной подготовки и фокуса, он может обернуться сжиганием вашего самого важного ресурса – времени. Надеюсь, что моя история поможет вам его сберечь.
Успехов!