Необходимый имидж и авторитет человека, в особенности руководителя, начинаются с уверенности в себе. Дело в том, что лидер уже в силу своего биологического предназначения призван обеспечивать выживаемость биологической группы. Такой человек просто в силу естественного отбора выдвигается в лидеры уже на подсознательном уровне, рассуждая так: «Если не я, то кто?».
Эту уверенность в себе, то есть, самооценку, можно повышать тремя путями:
- благодаря собственным достижениям;
- занижая оценку окружающих — «да что все они сами-то из себя представляют? Бесхребетные слабаки!»;
- найти место работы, в которой меньше конкурентов на стезе лидерства.
Разумеется, наиболее честный перед самим собой, да и самый надежный путь — это первый. Но путь достижений, да ещё значимый, как правило, требует весьма долгосрочной программы. Но другого пути чаще всего не существует.
Под харизмой понимается комплекс свойств, позволяющих субъекту оказывать ощутимое влияние на окружающих. Это влияние осуществляется посредством воздействия на эмоциональные реакции окружающих людей.
Набор этих свойств может быть следующим:
- внешность: неординарная, впечатляющая;
- голос, например, необычный тембр или сила звука;
- необычная энергетика;
- предприимчивость;
- способности: выдающиеся;
- обаяние;
- умение убеждать окружающих и вести их за собой.
Однако необходимо учитывать, что без значимого поступка нет истинной харизмы и авторитета. На одних природных внешних данных долго не продержишься.
Имидж можно определить как мнение о субъекте, выраженное в виде образа.
В принципе, имидж — это разновидность стереотипа. Задача мозга — как можно быстрее «уложить» мнение о новом субъекте в ячейку памяти. Здесь важно создать первое благоприятное впечатление, Оно нередко бывает обманчивым, поэтому его со временем пересматривают, но, как правило, людям не хочется признаваться себе и другим в том, что они сначала ошиблись.
В результате первоначальный образ, имидж субъекта становится довольно устойчивым, и его трудно изменить в сознании людей. К. типичным ошибкам первого впечатления приводят, например, социальные стереотипы.
Установлено, что именно характеристики социального статуса воспринимаются наиболее поспешно. Все остальные черты и особенности достраиваются по определенным, проверенным схемам, что составляет предмет отдельного рассмотрения.