Срок службы фильтрующего элемента составляет обычно 10000 км, но в условиях езды по городским дорогам этот срок снижается до 7000 км.
Воздух, поступающий в двигатель, должен быть очищен от дорожной пыли и крупных твердых частиц. Для этого используют специальным образом сложенный фильтр из волокна, которое пропускает воздух, но задерживает брызги воды, песок, листья, тополиный пух.
Свежий воздушный фильтр обладает определенными характеристиками, от которых зависит объем воздуха, которые он способен пропустить через себя за определенное время.
По мере загрязнения фильтрующего элемента этот объем снижается, и воздуха в моторе для создания воздушно-топливной смеси не хватает. Снижается динамика мотора и падает мощность.
В этот момент водитель начинает чаще и активнее нажимать на педаль газа, стимулируя мотор подавать во впускной коллектор больше топлива. Так возникает перерасход топлива, а также переобогащение топливной смеси. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) также может обнаруживать некорректную работу и передавать в блок ЭБУ усредненные значения, из-за которых мотор будет работать неправильно.
Из-за всего этого на стенках цилиндра, на клапанах, на самом поршне и на свече зажигания образуется черный сухой нагар, который препятствует отводы тепла от нагруженных деталей.
Из-за этого нагара может заклинить один из клапанов, и тогда система выпуска отработанных газов будет работать неправильно, в камере сгорания прекратится нормальное смесеобразования и в цилиндре могут начаться пропуски зажигания.