Все, что надо знать об увеличении сбора на автомобили.
Теги: Автомобили Авто финансовый вопрос
С 1 октября в России начал действовать повышенный утильсбор на автомобили. Его увеличили сразу на 70-85%. Как это отразится на авторынке и карманах россиян — в нашем материале. Содержание статьи
Кто оплачивает утильсбор
Утилизационный сбор — это обязательный платеж, покрывающий будущие расходы на утилизацию автомобиля после завершения срока эксплуатации. Данный сбор распространяется на легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы, спецтехнику и другие транспортные средства. Его обязаны оплачивать:
- производители, если автомобиль был выпущен на территории России;
- лица или компании, ввозящие транспортные средства из-за границы — сбор взимается во время таможенной процедуры;
- покупатели или владельцы автомобиля, если за данное транспортное средство утильсбор не был оплачен ранее.
Что поменяется после 1 октября
Freepik РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сегодня вступило в силу постановление о поэтапном увеличении утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику.
Для тех, кто ввозит автомобили с объемом двигателя до трех литров для личного пользования, ставка утилизационного сбора останется прежней: 3400 рублей для новых машин и 5200 рублей для автомобилей старше трех лет. Однако важным условием является оплата таможенных пошлин и налогов. Также владельцу нельзя продавать транспорт в течение года. Для автомобилей с двигателем объемом более трех литров, ввезенных для личного использования, ставка удвоится.
Однако основное повышение коснется транспорта, который ввозят для дальнейшей перепродажи. Ставка для этой категории вырастет на 70–85%, ее будут ежегодно поднимать на 10–20% до 2030 года. В зависимости от объема двигателя и типа автомобиля, сбор будет увеличиваться поэтапно. Так, для новых машин сумма платежа изменится следующим образом:
- Объем двигателя от 1 до 2 литров — с 300 600 до 556 200 рублей;
- До 1 литра — с 81 200 до 150 200 рублей;
- От 2 до 3 литров — с 844 800 до 1 562 800 рублей;
- От 3 до 5 литра — с 970 000 до 1 974 000 рублей;
- Более 3,5 литра — с 1 235 200 до 2 285 200 рублей.
Для автомобилей, которые ввезли в Россию до 1 октября, будут действовать старые ставки, но только если документы были поданы в таможенные органы не позднее 15 октября 2024 года.
Октябрьский этап индексации утильсбора обойдет стороной электрокары и последовательные гибриды. Для этих транспортных средств индексация начнется с 1 января 2025 года, и сумма сбора составит 667 400 рублей для электрокаров и гибридов младше трех лет и 1 174 000 рублей для моделей старше трех лет.
Также повышение сборов коснется и автомобилей, выпущенных в России. Однако для местных производителей ставки будут ниже, хотя конкретные цифры в постановлении не уточняются.
Почему решили повысить
По мнению руководителя АвтоВАЗа Максима Соколова, повышение утилизационного сбора — едва ли не единственный реальный стимул для импортеров развивать производство в России. Данная мера также должна подтолкнуть их к созданию совместных проектов с российскими компаниями и более активному использованию местных комплектующих в производстве. Однако ранее правительство Китая не рекомендовало своим автопроизводителям инвестировать в развитие производств в ряде стран, включая Россию. В Пекине опасаются возможного заимствования передовых технологий в сфере электромобилей и выражают озабоченность геополитическими рисками. Китайские регуляторы предложили ограничиться лишь крупно- или мелкоузловой сборкой за пределами страны.
Кроме этого, в связи с повышением утильсбора прогнозируется значительный рост доходов российского бюджета. По предварительным оценкам, уже в 2024 году поступления могут превысить 1 триллион рублей, а в период 2025–2027 годов — достичь 7,2 триллиона.
Freepik
С какими проблемами можно столкнуться при покупке авто
Покупка автомобиля, ранее ввезенного в Россию, может обернуться неожиданными расходами для нового владельца в виде требования оплатить утилизационный сбор. Дело в том, что платеж производится только один раз, но если сумма была рассчитана неправильно или не полностью выплачена, может возникнуть необходимость доплаты. Например, если автомобиль ввозился для личного пользования, и сбор был оплачен по льготной ставке, но машина была продана раньше установленного срока (менее года). В этом случае льгота утрачивается, и сумма, которую недоплатили, должна быть возмещена. Хотя по закону это обязанность продавца, зачастую разбираться с этим приходится новому владельцу. Также сбор может быть вообще не оплачен, если автомобиль был ввезен по льготе, например, инвалидом. При последующей продаже такого авто новому владельцу без льгот придется самостоятельно оплачивать сбор на утилизацию.
Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо тщательно проверять документы при покупке. Особое внимание стоит уделить наличию отметки об оплате утильсбора и сумме, указанной в приходном таможенном ордере, если машина ввезена в страну менее года назад.
Есть одна хитрость: россиянам назвали способ сэкономить на утильсборе при покупке авто за рубежом
Какое авто купить в РФ до 3 млн рублей: топ-10 самых популярных моделей
Авто из-за рубежа: эксперты рассказали, как не лишиться денег и машины
Как изменятся цены на автомобили
Freepik
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин считает, что повышение утилизационного сбора приведет к росту стоимости автомобилей в ближайшее время. Он прогнозирует увеличение до 20%. По мнению эксперта, рост ставок скажется не только на цене машин, но и на стоимости товаров и услуг, связанных с транспортом. Так, по данным Т-Ж, средний чек в автосервисах уже в августе вырос на 31% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Однако аналитики считают, что мгновенного скачка цен на автомобили не ожидается. Как сообщил основатель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев, в сентябре на складах находилось более 400 000 новых автомобилей китайского производства. По мнению эксперта, до тех пор, пока они не будут распроданы, эффект от повышения утилизационного сбора не проявится в полной мере. Однако Мосеев прогнозирует, что в будущем ассортимент автомобилей, импортируемых в Россию, постепенно сократится, так как бренды, не способные локализовать свое производство в стране, окажутся неконкурентоспособными.