Во время конфликта в Югославии российский десант вошел в Косово и занял аэродром Слатина. Для этого ему пришлось преодолеть шестьсот километров за одну ночь.
С весны 1999 года прошло два десятилетия. Этого достаточно, чтобы спокойно и отстраненно оценить исторические события. Героизм российских солдат во время операции в Косово заслуживает восхищения — но привела ли эта операция к ценным итогам?
Сложно объяснить зачем, но в высших эшелонах власти весной 1999 года (в разгар агрессии НАТО против Югославии) решили показать натовским «партнерам», что Россию рано списывать со счетов, и что страна имеет свое мнение относительно югославских событий, с которым надо считаться. Вот почему базировавшийся в Боснии и Герцеговине сводный батальон российских десантников-миротворцев получил приказ с самого «верха» войти в Косово и занять приштинский аэропорт Слатина. Этот аэропорт был единственным в тех краях, способным принимать большинство типов самолетов, включая военно-транспортные. В перспективе, если занятие Слатины привело бы к конфликту России и НАТО, планировалось перебросить в Косово дивизию ВДВ и военную технику.
Правда, в Кремле позабыли, что времена СССР прошли и что перебросить дивизию и даже батальон по воздуху невозможно, так как Югославию на тот момент окружали со всех сторон страны НАТО, которые однозначно не разрешили бы пролет российским самолетам через свое воздушное пространство. Да и при тотальном господстве в воздухе авиации НАТО это также сделать было бы нереально. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины. С противоположной стороны, из Македонии, к Приштине выдвинулась колонна английской бронетехники во главе с британским генералом Майклом Джексоном, командующим силами НАТО на Балканах.