[ad_1]
Монохромность
Классическим «скандинавским» цветом стен принято считать белый. Справедливости ради следует сказать, что все светлые оттенки — от нежно-бежевого до бледно-зеленого — ни чуть не менее «скандинавские». Светлые стены не случайны — они обусловлены особенностями северного климата. Недостаток солнечного света превращает солнце в драгоценность. Отсюда большие незанавешенные окна, открытые планировки и светлые стены, многократно отражающие солнечный свет и наполняющие им все пространство дома.
Белый цвет гармонично объединяет все помещения в единое пространство и хорошо маскирует мелкие нестыковки. По этой причине скандинавский интерьер иногда называют «монохромным», что не вполне корректно. Классические монохромные интерьеры создаются в единой цветовой гамме, внутри которой дизайнер, сочетая различные фактуры и оттенки одного цвета, создает сдержанное и стильное пространство. Скандинавы, напротив, очень любят яркие акценты в своих светлых интерьерах — будь то зеленый стул, разноцветный половичок, контрастный лакированный черный торшер или стена, обклеенная яркими обоями с крупным растительным орнаментом от шведских классиков Svenskt Tenn, Borastapetter и Eco.
К сожалению, многие понимают монохромность буквально и клонируют унылые «бежевые интерьеры», в которых мебель и светильники сливаются со стенами, шторами и дверями, мягко перетекающими в пол.
Минимализм
Скандинавский минимализм исключительно практичен. Северные дизайнеры всегда руководствовались принципом «дизайн для человека» и создавали максимально комфортные интерьеры.
«Комфорт» для скандинавов понятие всеобъемлющее — в прикладном смысле, у человека, живущего в условиях сурового климата, все необходимое должно быть под рукой, но психологический комфорт не менее важен. Отсюда спокойные базовые цвета, натуральные материалы, много света и воздуха, пространство, не перегруженное мебелью, сдержанный лаконичный декор — все, что создает «свободное пространство» для жизни.
Распространенная ошибка современных дизайнеров, копирующих скандинавский стиль, заключается в передаче формы, лишенной содержания. Вместо поиска оптимального планировочного решения, способного создать «свободное пространство», клиента лишают предметов первой необходимости, не говоря уже о декорировании помещения. Так минималистичный дизайн превращается в аскетичный. Подобные проекты могут выглядеть очень стильно, но жить в них будет некомфортно.
Хюгге
Феномен хюгге важен для понимания сути скандинавского стиля. Слово «hygge» появилось в письменном датском языке в начале XIX века, но мир узнал о нем два века спустя благодаря руководителю датского Института исследования счастья Майку Викингу, который посвятил хюгге целую книгу. Если попытаться в двух словах объяснить «секрет датского счастья», то это «персонализированный уют», умение радоваться простым обыденным вещам и наслаждаться моментом. Хюгге заключается в ощущениях и атмосфере и вещи как таковые не могут сделать человека счастливым — только помочь создать правильное настроение.
Это понятие всеобъемлющее, применимо к любой стороне жизни и дом как место, в котором человек чувствует себя защищенным и расслабленным, — не исключение.
В скандинавском интерьерном дизайне есть термин «hyggekrog» — укромное место, в котором можно уютно проводить время с книгой, за чашкой чая или просто глядя в окно. Такие «островки хюгге» есть у каждого члена семьи и оформляются они индивидуально. Кто-то создает себе «гнездо» из мягких подушек и теплых пледов на широком подоконнике, для другого hyggekrog — это старое кресло, укрытое шкурой, рядом с камином или островок локального теплого света вокруг журнального столика с удобным диваном. В общем, хюгге, как и счастье, штука сугубо индивидуальная. Поэтому не стоит воспринимать всерьез разного рода «хюгге-интерьеры» и «правила стиля хюгге» — их просто не существует.
Скандинавский дизайн
Многие из вас сейчас с удивлением узнают о том, что на протяжении последних 100 лет скандинавы являются основными трендсетерами мирового предметного дизайна. Светильники Пола Хеннингсена, мебель Алвара Аалто, текстильные коллекции Йозефа Франка приобрели культовый статус еще в 30-х годах прошлого века. С 1948-го скандинавские мастера начали явственно доминировать на миланской триеннале. А после передвижной выставки «Scandinavian Design» (1954-1957 гг.) в Северной Америке, название которой стало в наши дни устоявшимся термином, окончательно захватили весь мир.
Вот лишь несколько примеров: легендарные светильники Artichoke (1958) Пола Хеннингсена и Grasshoppa (1947) Гретты М. Гроссман до сих пор переиздаются Louis Poulsen и Gubi, и не теряют своей актуальности в современных интерьерах; кресла Spanish Chair (1958) и Pelican (1940) Боге Могенсена и Финна Юля обрели культовый статус, и в наши дни, кажется, более востребованы, чем 50-70 лет назад; Якоб Йенсен, отвечавший за дизайн акустических систем Bang & Olufsen c 1964 по 1991 гг., превратил локальную датскую компанию в узнаваемый бренд с мировым именем, который в 1978-м был удостоен персональной выставки Bang & Olufsen: Design for Sound by Jacob Jensen в нью-йоркском МоМА. В XIX веке скандинавский дизайн сохраняет свои традиции и поддерживает высочайшие стандарты качества благодаря новому поколению: KiBiSi, Furnid, Normann Copenhagen, Hay, Muuto, &Tradition.
Совершенные лаконичные формы, оригинальные идеи, сочетание традиционных ремесел и технологических инноваций, лучшие материалы, локальное производство и, как следствие, высочайшее качество, долговечность каждого изделия и неподражаемая эргономика — буквально, осязаемое хюгге. В общем, единство формы и содержания скандинавского стиля. И высокая цена, поклонники cканди знают, что мебель — ощутимая статья расходов.
IKEA
Некоторые дизайнеры всерьез ставят знак равенства между сканди и знаменитым шведским брендом. Стоит ли говорить о том, что среди клиентов это заблуждение укоренилось еще глубже. Компания Ингвара Кампрада действительно успешно захватывает мировой рынок, но вы же не будете всерьез утверждать, что эталоном бургера является продукция McDonald’s. То же самое и с IKEA.
В классических плоских упаковках вместе с деталями для сборки IKEA поставляет все родовые признаки северного дизайна: лаконичные формы, нестареющую практичность, светлое дерево. Шведский бренд можно оправданно ругать за низкое качество и не слишком уважительное отношение к чужому наследию (самый яркий пример — табурет Frosta, скопированный с легендарного Stool 60 Альвара Аальто), за то, что большая часть вещей в ассортименте марки создана малоизвестными дизайнерами (хотя и в истории IKEA были яркие коллаборации с Хеллой Йонгериус или Hay). Однако главная заслуга шведов, по-прежнему, в том, что они сделали скандинавский дизайн узнаваемым и доступным. Вероятно, не стоит использовать продукцию IKEA в качестве базового наполнения скандинавского дизайн-проекта, но несколько правильно подобранных предметов из ассортимента шведского гиганта способны добавить очарования и самобытности интерьеру в скандинавском стиле.
[ad_2]